ЗПР - Здоровый Послушный Радостный
Мы не будем описывать, как определить у ребенка задержку психического развития. Этот материал предназначен для тех, кому уже поставили этот диагноз. Главный вопрос здесь: как правильно воспитывать такого ребенка? Попробуем дать на это ответ.
Не будем лукавить, это непросто. Главная сложность в том, что граница между нормой и задержкой психического развития настолько зыбка и относительна, что редкие родители замечают патологию до того, как отдадут ребенка в школу. Там учителя замечают, что у маленького ученика сохраняется круг интересов, характерный для дошкольников. Но всем мама и папам нужно знать – ЗПР можно корректировать, и в большинстве случаев такие детки догоняют своих сверстников в развитии. Основное правило – с вашим малышом нужно заниматься больше, чем того требуют остальные дети.
Когда вы только узнали диагноз, нужно сразу определить, с чем именно у вас проблемы. Для этого необходимо пройти обследования у врача-психотерапевта, дефектолога, психолога, логопеда. исходя из заключений медиков, нужно формировать программу занятий.
Старое-доброе физкульт-УРА
В любом случае вам нужно заниматься с ребенком физкультурой. Но это должны быть не только ЛФК и ОФП (общая физическая подготовка), но и упражнения на развитие мелкой моторики, координационные занятия. При этом важно отмечать все успехи ребенка, хвалить его и всячески поддерживать. И никогда не акцентируйте внимание на неудачах, только на положительных результатах. Можно также создать систему мотивации – после каждой тренировки поощрять ребенка – сладостью, новой игрушкой, разукраской, схемой оригами. Главное заранее оговаривать «призовой фонд» и из игрушек выбирать только полезные: конструкторы, кубик-рубик, игры на сообразительность.
полезно также чередовать физические упражнения с умственными - 8 — 10 минут чтения или 4-5 минут письма, за ними перемена вида деятельности, а после – перерыв. Тут можно попрыгать, сделать небольшую разминку (нечто вроде утренней зарядки), чтобы выпрямить спину, потянуть конечности, снять с тела напряжение. Через 30-40 минут передышки можно возвращаться к интеллектуальным заданиям.
Развиваем интеллект
Специалисты системно-векторной психологии для обозначения детей с задержкой психического развития называют таких малышей детьми с анально-зрительным вектором. Эти дети обладают аналитическим складом ума, очень усидчивы, обидчивы, психологически беспомощны, очень зависимы от матери.
Родителям в воспитании следует выбирать мягкую тактику – никакого давления, только помощь и любовь. Важно создать крепкую эмоциональную связь между ребенком и родителями. И нужно научиться выводить наружу страх малыша, переводить его в из состояния «страх за себя» в состояние «страх за других». Это далется довольно просто – в игрен нужно смоделировать такую ситуацию, когда ваш ребенок будет отвечать за кого-то более слабого. Это может быть сначала какой-то цветок, потом – домашнее животное (лучшее кто-то вроде черепашки, попугая или морской свинки), а затем – человек.
Освобождение от страха будет способствовать развитию интеллекта ребёнка, поскольку тогда исчезает барьер, который мешает усваивать новые навыки. Пока ребенок не научился читать, вы должны как можно больше общаться с ним, рассказывать истории, объяснять какие-то вещи. И постоянно спрашивать его о том, что вы ему только что рассказали. Ребенок будет пытаться сформулировать мысль, вспомнить, что именно вы рассказали. Так будет тренироваться память.
Главное, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта и защищенности и знал, что дома его любят и всегда поддержат.
Добавить
ОТЗЫВЫ