Особенности развития памяти ребенка в зависимости от возраста
Ребенок в возрасте до 6 лет, в отличие от школьников и подростков, имеет способность запоминать информацию чисто механически. Автоматическое сохранение услышанной и увиденной информации фиксируется в памяти детей без использования логического осмысления полученной информации. Эта способность сохраняется до тех пор, пока ребенок не научится управлять своей памятью. В зависимости от того, как правильно шел процесс развития основных психических функций у ребенка, в дальнейшем будут определяться успехи или неудачи в учебе да и общее состояние памяти.
Период от рождения до одного года
В первую очередь у новорожденных детей формируется так называемая моторная память, которая работает на уровне условных рефлексах. В этот период малыш запоминает по большей части выполняемые движения. Еще лучше запоминаются такие действия, которые сопровождаются определенным результатом с получением эмоционального подкрепления.
Период от одного года до двух лет
Когда ребенку исполняется 1 годик, он учится узнавать окружающих его людей. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы, вследствие чего увеличивается прочность и объем запоминания. В период от 1 года до 2 лет формируется образная память, обеспечивающая первые осознанные воспоминания.
Период двух до четырех лет
В этом периоде превалирует доминация механического запоминания мнемическому. По истечении 2 лет малыш учится логически мыслить, запоминает сложные слова. Воспоминания, полученные в раннем детстве, все еще свежи и будут сохраняться очень длительное время. В этом возрасте ребенок приобретает двигательные навыки.
Период от четырех до шести лет
В этот период , при отсутствии нарушений, ребенок запоминает то, на что обращает свое внимание, другими словами то, что вызывает у него сильные эмоции. Главным критерием памяти в этом возрасте является ее непроизвольный характер. Запоминание происходит в не зависимости от желания или волевого усилия ребенка.
Существуют ли способы, помогающие в развитии детской памяти? Конечно!
На первом месте стоит тренировка зрительной памяти
Для этого упражнения потребуются две картинки: на первой должен быть изображен какой-нибудь хорошо знаком предмет, а на другой - тот же предмет, но с некоторыми отсутствующими элементами. Сначала ребенку показывают первую картинку и просят запомнить то, что на ней изображено (для этого отводится примерно 30 секунд). Затем демонстрируют второе изображение и просят перечислить отличия.
Не менее полезна тренировка слуховой и ассоциативной памяти
Один из родителей называет разные слова, а малыш должен мысленно представить этот образ, рассказать про внешний вид, его свойства и особенности, про действия, которые можно выполнить с этим предметами. Для примера взять шампунь – он душистый, скользкий, может щипать глазки.
Тренировка ассоциативного мышления
Один из родителей произносит слово, а ребенок вслух перечисляет возникшие у него ассоциации. К примеру, слову «автомобиль» подходят такие ассоциации как дорога, водитель, колесо, руль и т.д.
Тренировка логического мышления
Один из родителей произносит пару слов или показывает эти слова, записанные на карточке. Между этими словами или понятиями должна отсутствовать очевидная логическая связь. Например: «цветок-кувшин», «чай-ковер», «велосипед-балкон», «дождь-рубаха». Ребенок должен представить эти предметы и подумать, чем они могут быть связаны. Ребенок называет все, что приходит ему в голову. К примеру, для фразы «дождь-рубашка» можно сочинить такой мини-рассказ: мальчик гулял и попал под дождь, его штанишки и рубашка промокли, дома мама повесила их сушиться, а ребенку дала новую, сухую одежду. В продолжение можно дать ребенку альбом и карандаши и вместе нарисовать эту историю.
Добавить
ОТЗЫВЫ